Машины Великой Отечественной войны
Грузовик «ГАЗ-АА»
Она же «полуторка» —
безотказный, выносливый, простой и надёжный грузовик, названный так в честь
своей грузоподъёмности. Это лицензионная копия автомобиля Ford AA, самим же
Генри Фордом в СССР и привезённая. Машина выпускалась на Нижегородском (позже —
Горьковском) заводе им. Молотова и стала одной из самых массовых. Общий тираж
за 18 лет выпуска (1932-1950) составил более 1 млн единиц.
Автомобиль служил бойцам ещё в
Советско-финскую войну, а уж во Вторую Мировую стал просто незаменимым. Он
бегал во всех частях страны — от Киева до самых окраин. Его использовали в роли
тягача. На это шасси монтировали ремонтные мастерские, радиолокационные
станции. Из них делали санитарные машины, а ещё — бронеавтомобили и самоходки.
До наших дней дожили не все «ГАЗ-АА». В
СССР запрещалось владеть грузовиками частным лицам, а предприятия, на которых
они трудились, нередко пускали машины на металлолом. Живых «полуторок» сегодня
единицы. Да и те надежно хранятся в руках коллекционеров.
Автобус
«ГАЗ-03-30»
Яркий пример унификации
моделей и того, как гражданское производство может перепрофилироваться в
военное.
До ВОВ автобус на шасси «ГАЗ-АА»
использовался как экскурсионный, служебный и городской транспорт. Во время
войны — как санитарный и штабной. В этой ипостаси он получил третью ось
(колёсная формула – 6х4) и модифицированный под соответствующие цели кузов.
«ГАЗ-03-30» считается самым массовым
довоенным транспортом такого типа. Хотя всего за годы выпуска (суммарно — с
1933 по 1950) произведено чуть больше 18 тысяч штук.
Бронеавтомобиль
«БА-10»
«БА-10» — ещё один пример того, во что можно
превратить гражданский грузовик. Броневик построен на шасси трёхосного
«ГАЗ-АА», которому укоротили раму, усилили подвеску и добавили возможность
менять колёса на гусеницы для пущей проходимости. «Кузов» создан из
бронелистов, которые между собой соединялись бронеболтами и бронезаклёпками.
С учётом всех модификаций «БА-10» стал
самым массовым броневиком того периода. Он успел повидать и бои на Халхин-Голе,
и Великую Отечественную войну, и бои с Японией в конце лета 1945. Всего с 1938
по 41-й изготовлено 3 413 штук, из которых до наших дней дожили всего пять.
Вездеход
«Я-12»
Артиллерийский тягач
непростой судьбы, созданный в сжатые сроки из микса импортных агрегатов. Своих
к середине войны уже не хватало, особенно после того, как прекратилось
производство моторов на «ЗИСе» из-за эвакуации предприятия.
Так что под новый тягач дизель,
сцепления и трансмиссию закупили в Штатах и сели думать, как это всё
скомпоновать с имеющимся шасси «Я-11». Придумали. Чертежи и техническая
документация были готовы всего за две недели, после чего Ярославский завод
запустил тягач в серию.
Он получился лёгким, но выносливым,
тягал пушки массой до 8 тонн. И делал это быстро. На пересечённой местности
«Я-12» двигался со средней скоростью 13 км/ч. Проходимость при этом страдала
из-за пресловутого дефицита деталей. Своих траков не было, использовались
танковые, которые пасовали перед грязью и голым льдом.
В войсках он прижился и стал достаточно
массовым. Его производили и в первый послевоенный год, а общий тираж составил
больше двух тысяч штук.
Грузовик
«ЗИС-5»
Если «ГАЗ-АА» был
«полуторкой», то «ЗИС-5» по праву можно назвать «трёхтонкой». Именно столько он
поднимал на борт. При вдвое большей грузоподъёмности «ЗИС-5» обладал
сопоставимым с «полуторкой» запасом хода — порядка 200 км.
Вещь на фронте незаменимая, но по
массовости до «ГАЗ-АА» не дотянул. Всего с 1933 по 1948 произведено чуть больше
350 тыс. штук. Но на этом его история не закончилась. После глобальной
модернизации его выпуск до 1965 продолжился в Миассе. Уже под именем
«УралЗИС-355/355М».
Studebaker
US6
Американский
царь-грузовик, вобравший в себя всё лучшее и нужное на фронте:
·
возил
много (грузоподъёмность — 2,5 тонны);
·
далеко
(запас хода — 400 км, вдвое больше «ЗИС-5»);
·
везде
(привод — на все три оси, формула — 6х6).
По программе помощи американского правительства (ленд-лиз) советские войска получили более 150 тысяч «Студебекеров». В том числе потому, что, по иронии судьбы, на родине, в США, US6 не использовался в качестве армейского автомобиля. Его двигатель не проходил под требования тех лет, поэтому тендеры на армейские поставки забирал General Motors, а Studebaker отправлял свою продукцию за границу. Где он пришёлся как нельзя кстати.
В сложных дорожных условиях СССР впору был и привод на все колёса, и высокое расположение агрегатов, для которых губительна вода. Так что US6 мог и вброд, и практически вплавь.
Благодаря своей выносливости (при
необходимости на него грузили и до 5 тонн груза при паспортных 2,5) Studebaker
US6 стал основой для перевозки реактивных установок «Катюша», а после войны
разоружился и вполне вольготно чувствовал себя в роли обычного колхозного
грузовика.
Willys
MB
Культовый внедорожник, имя
которого стало нарицательным: джип. Правда, не сразу. Внедорожник MB авторства
американской фирмы Willys Overland параллельно производился на заводах компании
Ford, где носил индекс GPW. Именно это «Джи Пи» со временем трансформировалось
в «Джип».
А в Красной армии он был известен
исключительно как «Виллис» и ценился за феноменальную вездеходность. Со своими
легковыми полноприводными автомобилями у СССР было туго. Помимо вездеходности,
славился «Виллис» и универсальностью. Он работал в разведке, развозил личный
состав, тягал пушки, вывозил из-под обстрела раненых на специально
оборудованных в салоне носилках.
Универсальность и проходимость оттеняли многочисленные недостатки автомобиля. Нежная американская техника плохо переносила советские ГСМ — низкооктановый бензин и «грязное» масло. При этом карбюраторный мотор поддавался починке даже в полевых условиях благодаря простоте конструкции.
«Виллисы» шли на фронт по ленд-лизу. Всего за годы войны Красная армия получила порядка 50 тыс. машин, многие из которых дожили и до наших дней и даже встречаются в свободной продаже. По цене другого нового «Джипа» — Renegade:
Внедорожники
«ГАЗ-64» и «ГАЗ-67Б»
Советский ответ по части
полноприводных внедорожников — своевременный, но неудачный. Машина делалась в
сжатые сроки (51 день на разработку!) и в спешке, отсюда — конструктивные
просчёты и сложность с массовым выпуском. Производственных мощностей просто не
хватало на всё: «ГАЗ» был основной площадкой по сборке лёгких танков,
реактивных мин и грузовиков. За два года выпущено всего 672 экземпляра.
Что до «сырости» конструкции, «козлик»
славился ненадёжной системой зажигания и склонностью к опрокидыванию из-за
высокого центра масс и узкой колеи.
«ГАЗ-64» поработал на славу. Он трудился
и как транспорт пехоты, и как командирский автомобиль, и как тягач артиллерии.
Впоследствии на его шасси создавали бронеавтомобили «БА-64» и «64Б». После
модернизации «ГАЗ-64» появился «ГАЗ-67».
Колею расширили до размеров грузовой
(1 446 мм). Усилили раму и лонжероны, повысили мощность мотора (54 VS 50
л. с.) и поставили второй бензобак. Последняя черта военных автомобилей дожила
и до наших дней. «УАЗ Патриот», например, и во второй половине «нулевых»
оснащался по старой армейской традиции вторым бензобаком.
Несмотря на серьёзно улучшенную
проходимость, надёжность и управляемость, массовым «ГАЗ-67» в годы ВОВ не стал.
Сказывался акцент предприятия на выпуске бронеавтомобилей и другой военной
техники. А вот после окончания войны «ГАЗ-67» ударно потрудился и в колхозах, и
в геологоразведке.
«ЗИС-101»
Важный автомобиль для важных
персон. Сделан из «американца», но на свой особый лад. В основе своей — это
Buick 32-90, который по пути на советский конвейер потерял регулировку
амортизаторов и автоматический привод сцепления, а ещё — устаревший к середине
тридцатых годов кузов. За новый дизайн по советским эскизам тоже отвечали
американцы, а сам автомобиль в прессе открыто и официально называли «Советский
Бьюик».
Для советской промышленности проект был во многом прорывной. Там появился отопитель салона, радио, усилитель тормозов, а ещё — частично синхронизированная коробка передач (синхронизаторы на II и III скоростях, можно переключать без двойного выжима сцепления).
Несмотря на непростое назначение и премиальное оснащение, «ЗИС-101» обслуживал и обычных людей. До войны он встречался в таксопарках, а порой даже имелся в личном пользовании. Не купленный, конечно, но выигранный в лотерею или полученный в награду за какие-то выдающиеся заслуги.
А на войне «ЗИС-101» использовался не только как автомобиль для перевозки командования. Для писателя Юрия Нагибина из него сделали передвижную радиорубку и студию звукозаписи, в которой писались передачи для ленинградского радио.
Ссылка на источник:
Комментарии
Отправить комментарий